Мировое производство лакокрасочной продукции в первом полугодии 2013 г.

Азия

Из-за низкого спроса цены на диоксид титана были стабильными до середины мая, несмотря на то что некоторые региональные поставщики хотели их повысить. Расширение мощностей в Китае усугубляется ситуацией с долгосрочными поставками и, соответственно, большими производственными запасами, что в свою очередь оказывает давление на производителей и заставляет их продавать TiO2 по конкурентоспособным ценам. В других частях Азии сделки в значительной степени заключались с пролонгацией кредита или с небольшой скидкой. Цены на TiO2 в Азии по состоянию на 10 мая были в пределах 2600–3000 $/т CFR (стоимость и фрахт), что было ниже на 100– 150 $/т по сравнению с серединой февраля.

Европа

Спрос на TiO2 до середины мая был ниже, чем ожидалось, потому что покупатели ожидали падения цен. В ближайшие месяцы спрос вряд ли поднимется. Многие потребители не желают закупать TiO2 в больших количествах, так как спрос на декоративные и автомобильные ЛКМ, пластмассу и конструкционные материалы остается слабым. Большинство производителей TiO2 имеют большие складские запасы, которых хватит на 80 дней, что в 2 раза выше нормы. В результате продавцы диоксида титана вынуждены снижать цены, чтобы разгрузить склады. Чтобы сбалансировать спрос и предложение производители TiO2 вынуждены снижать загрузку производственных мощностей и работать на 70–75% от номинальной мощности в среднем по Европе, но они сохраняют оптимизм и надеются на рост спроса в III квартале, когда у потребителей израсходуются складские запасы. Однако их надежды могут не оправдаться, так как рынок Европы перенасыщен, и спрос скорее всего останется низким до конца года.

США

В Северной Америке цены на TiO2 после снижения в I квартале из-за сезонного спада оставались стабильными до середины мая. Производители диоксида титана далее не стали снижать цены, и запасов на складе хватит на 100 дней. С инициативой поднять цены во II квартале на 10 центов/фунт (220$/т) выступили два производителя, но это предложение быстро зачахло из-за несогласия клиентов и отсутствия поддержки со стороны других продавцов. Тем не менее попытки поднять цены отложены до III квартала, несмотря на то что некоторые производители отмалчиваются по поводу этих инициатив. Для повышения есть определенные предпосылки. Например, производители герметиков ожидают рост ВВП на уровне 2–3%, и большинство производителей ЛКМ сохраняет оптимизм по поводу весеннего сезона, несмотря на его позднее начало из-за плохой погоды. Также ожидается восстановление рынка недвижимости, на что указывает увеличение подписанных договоров о продаже жилья в марте. По данным ассоциации риэлторов, рынок недвижимости США выравнивается.

Источник: ISIS

 Рынок ЛКМ Европы

«Золотые времена» Евросоюза остались уже в далеком прошлом — в 1970–1980-х гг. В последние годы страны ЕС ощутили прелести периода так называемого турбулентного развития. Очевидно, это облагороженная версия выражения «экономику лихорадит».

В 2009 г., в разгар финансового кризиса, экономика Евросоюза (ЕС) сжалась на 4,1%, так же как и экономика зоны евро. В 2010 г. рост экономики ЕС составил 1,8% (зоны евро 1,7%), а в 2011 г. экономика ЕС подросла на 1,6% (экономика зоны евро на 1,4%). Новая волна спада пришла в 2012 г.: экономика ЕС сжалась на 0,2% (экономика зоны евро на 0,4%). По прогнозу на 2013 г., экономика ЕС должна подрасти на 0,2% (в зоне евро ожидается спад на 0,2%). По итогам I квартала 2013 г. в сравнении с тем же периодом предшествующего года ВВП стран зоны евро снизился на 1%. Существенное оживление ожидается лишь в 2014 г. — на 1,4% в ЕС и на 1,0% в зоне евро. В эти же годы экономика Германии продвигалась следующим образом: в 2009 г. ВВП снизился на 4,7%; в 2010 г. рост ВВП составил 3,3%, в 2011 г. — 3,1% и в 2012 г. — 0,9%.

В 2013 г. ожидается рост ВВП Германии на 0,6%, в 2014 г. — на 1,4%. Нетрудно видеть, что в 2010–2014 гг. наблюдались и ожидаются положительные значения темпов роста экономики Германии. По классификации, предложенной научным руководителем Высшей школы экономики при правительстве Российской Федерации Е. Ясиным, Германия, безусловно, относится к странам, отодвигающим технологические границы мировой экономики, то есть находящимся в авангарде научно-технического прогресса. Страна является локомотивом европейской экономики — как стран зоны евро, так и ЕС в целом, поэтому мы подробнее рассмотрим рынок ЛКМ этой страны.

Когда изменения в темпах роста ВВП, производства и потребления ЛКМ были весьма значительными, изменения этих показателей во всех случаях были однонаправленными. При этом в 2008–2011 гг. коэффициент корреляции между ВВП и производством ЛКМ в Германии составил 0,91, а между ВВП и потреблением ЛКМ — 0,85.

В 2012 г. при резком снижении темпов роста ВВП до 0,9% темпы роста производства и потребления ЛКМ получили отрицательные значения: –1,1% для производства и –2,3% для потребления ЛКМ. Продолжения этой тенденции при еще более низком (0,6%) росте ВВП ожидают и в 2013 г.

Очевидно, при низких темпах роста экономики на первый план могут выйти не связанные напрямую с ВВП конкретные факторы, влияющие на производство и потребление ЛКМ. Связанные с ними бонусы могут быть как положительными, так и отрицательными. При этом, естественно, нарушается корреляция между ВВП, производством и потреблением ЛКМ. Среди факторов, определивших снижение в 2012 г. как производства, так и потребления ЛКМ в Германии, аналитики отмечают продолжавшийся в течение нескольких месяцев спад производства в промышленности и строительстве, а также вялую конъюнктуру внешней торговли ЛКМ: импорт ЛКМ остался на том же уровне, что и в 2011 г., а их экспорт увеличился лишь на 0,6%. Оздоровления ситуации на рынке ЛКМ не ожидают и в первой половине 2013 г. Союз производителей ЛКМ и полиграфических красок ожидает некоторое улучшение ситуации на рынке ЛКМ лишь во втором полугодии.

Ситуация в секторе индустриальных ЛКМ в целом представляется позитивной, хотя для поставщиков автомобильной промышленности из-за неблагоприятной общеевропейской экономической ситуации ожидается, по меньшей мере, кратковременная неблагоприятная конъюнктура. Растущие азиатские рынки способствуют спросу на ЛКМ для металлоизделий и машиностроения благодаря экспорту окрашенных изделий и оборудования в дальневосточные регионы. Неблагоприятна ситуация и для производителей судовых красок, обусловленная, по мнению экспертов, фактором цикличности производства. В долгосрочной перспективе она исправится. Рынок ЛКМ строительного назначения, вероятно, уменьшится на 1% из-за неопределенной ситуации в строительстве в целом, в частности в налоговой сфере.

В Союзе производителей ЛКМ и полиграфических красок считают, что в 2013 г. рынок ЛКМ Германии стабилизируется, и в 2014 г. лакокрасочная промышленность Германии вступит на путь роста. Несмотря на ожидаемую волатильность экономических процессов в ближайшие годы, Союз химической индустрии Германии разработал четыре сценария развития ситуации в промышленности в целом, химической промышленности, в производстве и потреблении ЛКМ. По прогнозам предполагается, что в случае эффективного стимулирования научных исследований и разработок в лакокрасочной промышленности Германии среднегодовые темпы роста производства ЛКМ (в тоннах) в период до 2030 г. могут достигнуть 2,1%, а ежегодные темпы роста потребления ЛКМ — 1,3%.

Восточная Европа

В Восточной Европе, куда IRL относит Армению, Беларусь, Грузию, Латвию, Литву, Молдову, Россию, Турцию и Эстонию, емкость рынка ЛКМ составила 2,7 млн т, а средний рост потребления — 5,8%.

Если темпы сохранятся, то к 2016 г. потребление ЛКМ достигнет 3,6 млн т. Основной движущей силой этого рынка являются Россия и Турция, в которых суммарное потребление в 2011 г. составило 2,3 млн т. В некоторых странах Восточной Европы сильно развито производство архитектурных красок при почти ничтожном выпуске индустриальных ЛКМ, которые ввозятся из стран Западной Европы.

Наиболее перспективными сегментами рынка индустриальных ЛКМ в Восточной Европе являются порошковые, судовые и конвейерные автомобильные материалы.

По материалам журнала «ЛКМ Лакокрасочные материалы и их применение»

Источник: http://www.mir-lkm.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *